Максим Бехар: PR и эмоции являются синонимами
Интервью | 29 сентября 2015, вторник / 13:25| Просмотров: 2629Фото: Юлиан Донов
Социальные медиа изменили мир к лучшему: люди стали более информированными и более критичными, в то время как бизнес и политика стали более прозрачными, говорит основатель M3 Communications Group, Inc.
– В моих воспоминаниях Вы журналист, один из самых ярких. Почему Вы оставили эту профессию?
– Я до сих пор продолжаю думать, как журналист. И противно многим мнениям, что когда ты занимаешься коммуникационным бизнесом, ты переходишь на другую сторону баррикады, это не так. В современном мире все выступают в роли СМИ, каждый может выразить свою позицию через свой профиль в Facebook, например. Журналистика мне очень помогла. Когда я начинал 20 лет назад, я ничего не понимал в менеджменте, но я разбирался в СМИ. Я знал, кто как мыслит, и как можно честным образом с творческим подходом повлиять на данное СМИ или журналиста. И это дало мне очень успешный старт. Но и по сей день я люблю заниматься письменным словом. Мне было 25 лет, когда отец подарил мне мою первую печатную машинку "Марица". Она до сих пор стоит у меня в конференц-зале вместе с тисками, на которых я работал в течение пяти лет на одном машиностроительном заводе, перед тем как начать учиться. Там и мой первый компьютер, на котором я начал свой бизнес. То, от чего я не отказался – это говорить свое мнение вслух, чтобы тот, у кого есть более сильные аргументы, мог опровергнуть меня. На самом деле, это и есть современная журналистика.
А лучшая сторона PR-профессии – это странная амальгама креативности и бизнеса, обильно украшенная волнениями. Это не подходящая профессия для кого-то, кто хочет работать с 9 утра до 5 вечера. Синонимом PR является эмоция.
– Что изменили социальные медиа в Вашей работе?
– Во-первых, теперь каждый человек является публичной фигурой. 5-6-7 лет назад публичными личностями были только люди Шоу-бизнеса, актеры, политики, спортсмены и некоторые журналисты. Теперь каждый водитель такси с подержанным ноутбуком в своем гараже, у которого есть что сказать и он знает, как это сделать, может стать популярным. В наше время есть блогеры, которые гораздо более популярнее депутатов. Во-вторых, если есть 1,2 миллиарда пользователей Facebook, значит есть столько же журналистов, потому что современная журналистика означает иметь что-то сказать, и где это сказать. И третье большое изменение заключается в том, что каждый пользователь социальной сети хочет заниматься моей работой – он там, чтобы промоутировать себя, свой бизнес, свою семью, своих друзей. Это создает одну гигантскую конкуренцию и делает нас более креативными. Чем больше пользователей участвуют в этой игре, тем лучше для нашего бизнеса. Конечно, PR – это серьезная профессия, ее нельзя с лёгкой рукой сравнивать с постом в Facebook или Twitter, но это способ управлять публичностью одного человека.
– Разве этот массовый доступ к социальным медиа сайтам не девальвирует стоимость информации?
– Вовсе нет, потому что теперь пользователи этой информации имеют возможность выбирать более тщательно из огромного моря всяких новостей. Все мы, активные пользователи знаний в социальных медиа, культивируем в себе совершенно иной набор качеств - уметь быстро читать, выбрать то, что для нас представляет интерес, делиться нашим мнением, быть критичными.
– Классическая журналистика, однако, стала стыдной профессией в нашем регионе?
– Это не так. Журналистская профессии в настоящее время требует гораздо больше знаний, больше мастерства, убедительности и аргументов. Именно из-за возросшей конкуренции. Когда 12 лет назад я написал статью о том, что печатные СМИ уходят, мне позвонили многие люди, в том числе мой лучший друг Валери Запрянов, чтобы сказать мне, насколько я не прав. Но я им ответил так: журналисты продают информацию, точки зрения, анализы, но они не продают бумагу. Вы должны быть счастливы, что сейчас, за считанные секунды можно поделиться одной новостью с читателями, вместо того, чтобы ждать, пока ее отпечатают. Ностальгия по бумаге уже в прошлом. Когда более 100 лет назад, Генри Форд представил свой автомобиль под названием "бензиновая коляска", многие люди предрекали, что его использование приведет к невероятным рискам, и это плохо для человечества. Таким же образом, социальные медиа изменили целое поколение. Я назвал его поколение F.
– Откуда происходит F ?
– Это происходит от трех характеристик, которые, по моему мнению, характеризуют все сегодняшнее общество, а не только некое возрастное поколение. F – как Facebook, F – как fear, потому что у тех же самых людей есть много страхов. Они боятся быть обиженными, не принятыми, боятся предательства. И, наконец F – как f*ck, потому что многие люди этого поколения говорят, что их ничего не интересует и они посылают весь мир.
– Многие утверждают, что дистанционное виртуальное общение приводит к своеобразной социопатии.
– Я не согласен. На сегодняшний день, за несколько часов мы общаемся с таким количеством людей, с каким 15 лет назад мы не общались за несколько лет. Мы знаем больше, чем когда-либо прежде. Мы работаем больше чем когда-либо прежде. Это три совершенно полезных различий. Кроме того, сейчас, наиболее неопределенная вещь в мире – это человеческие отношения. Быстрые коммуникации и большая нагрузка информацией, часто приводят к ссорам между друзьями. Вот почему важно следить за тем с кем и как мы разговариваем. Слова, язык, имеют большое значение.
– Вы говорите, что мы знаем больше, чем когда-либо прежде. Но это лишь поверхностная информация. Книги уже вышли из моды, они заменены трейлерами.
– К сожалению, люди теперь люди слушают не для того, чтобы вникнуть в слова собеседника, а лишь для того, чтобы ответить ему. Перегружённые информацией у нас нет времени на то, чтобы усвоить ее. Все это изменения современного общества и это не обязательно изменения в худшую сторону.
– Переход от аналогового к цифровому миру.
– Но в этом новом мире лучшим изменением является прозрачность. Я всегда говорил, что прозрачный бизнес является этическим бизнесом. Когда я промонтировал первый созданный и группой друзей стандарт для бизнес-этики и люди меня спрашивали, что это такое, я выдумал определение, которое как я считаю в силе и сегодня, а именно: "Сделать прибыль прозрачным способом. "Общественная коррекция является сильным стимулом для того, чтобы следить за тем, что ты говоришь и делаешь. Когда кто-то парирует неправильно, он рискует тем, что его фото может появиться везде. Общество уже способно осуществлять полный контроль над политиками и бизнесом. Кстати, я считаю, что наша политическая система полностью устарела и значительно отстает от изменений нашего времени. Я не могу себе представить, как она сможет еще долго продержаться. Политические партии исчезнут в ближайшие 10-15 лет, они будут заменены избранными депутатами, которые будут объединять своих сторонников около конкретных идей, многие из которых будут связаны с бизнесом, а не идеологией. Идеологий уже категорически не существует. Стив Джобс, Билл Гейтс – это люди, которые могут объединить с помощью проектов. Как это возможно, чтобы интеллигентные, способные, знающие люди голосовали за кого-то, кто не стоит и одной десятой их, кто не имеет своего мнения, не может принять решение, не читает и не интересуется?! В то же время, общество становится все более образованным. Этот тип политической системы теперь уже мешает обществу и его прогрессу. К тому же, именно такие небольшие страны, как Болгария, могут сделать прорыв в этом отношении и дать начало переменам. Болгария вовсе не является столь консервативным государством. А за 25 лет, мы прошли через такое количество сотрясений, сколько другие государства не видели веками. Малые государства могут быть более приспосабливаемыми. Если в Болгарии найдутся несколько человек, которые могут представить хорошие бизнес-проекты интеллигентным способом, то общество может посмотреть на них очень позитивно, и они сотворят новую политическую систему.
– Сам Европейский союз представляет собой одну довольно громоздкую бюрократическую систему.
– Мы не можем ожидать, что эти 17 тысяч должностных лиц со стеклянными глазками, как их называет Жорж Ганчев, сами реформируют систему, в которой они чувствуют себя комфортно. Чем больше людей вносят свой вклад в общество под видом денег, продуктов или интересных проектов, тем лучше для самих обществ. И чем больше администрация, тем больше препятствий на пути прогресса. И не абсолютизируя социальные медиа, интерактивный обмен мнениями сжег все мосты для возвращения назад. В одной юмористической картине пирамиды успеха в самом низу стояла графа : „Аккумулятор заряжен“, сверху „Беспроводное подключение“ и потом все остальное - возможности, проекты ... Когда однажды ты искупался теплой водой, ты больше не захочешь вернуться к купанию холодной водой.
– Как Вы объясните 5-летнему ребенку в чем заключается Ваша работа?
– Со времен мои дефиниции становятся все проще. Мысль становится яснее с накоплением профессиональных навыков. Я бы сказал, одному 5-летнему ребенку, что я занимаюсь следующим: говорю правду таким образом, чтобы ее смогли понять. Это и есть наш бизнес. "Истина" является ключевым словом в этой дефиниции. В нашем бизнесе, если ты даже на мгновение подумаешь, что можешь передать СМИ неверную информацию в „услугу“ клиенту, ты рискуешь ввести в заблуждение миллионы людей. Вот почему этика и прозрачность имеют культовый статус в нашем бизнесе. А профессионализм в нашем бизнесе заключается в том, чтобы сделать информацию легко воспринимаемой.
Я известен среди моих друзей тем, что я дарю их очень маленьким детям планшеты, в основном на их первый день рождения. Так что, один 5-летний ребенок, вероятно, уже знает в чем заключается истина. Он сам бы нашел необходимую ему информацию.
– Вы занимаетесь политическим PR?
– Мы не работаем на политиков и политические партии, потому что по всей Южной Европе, в том числе и у нас, в политике есть большая доза эмоций. И когда вы работаете на определенную политическую партию, то вы как будто обречены на пожизненную принадлежность. С другой стороны, политические проекты меня никогда не интересовали, и я считаю, что для одного бизнесмена контрпродуктивно заниматься политикой. В политике есть устаревшие правила, вне всякой логики хорошего менеджмента.
– Каковы основные правила успешного бизнеса?
– Успешный – это относительное понятие. Я считаю, что если ты делаешь свою работу на совесть, то ты успешен. Ты можешь быть водителем такси, почтальоном, можешь управлять большим бизнесом. Все зависит от рисков, которые ты принимаешь и от выносливости твоей спины. Если у тебя есть большой бизнес, ты заботишься о многих людях, платишь большие налоги и социальные взносы, и ты должен предоставлять новые правила для менеджмента. Мое поколение, люди начавшие заниматься бизнесом 20 лет назад, обладаем этим большим несовершенством, но в тоже время и преимуществом – мы сами себя сотворили. Тогда некому было нам показать и научить. Мы прошли через много неудач и успехов, мы учились на своих ошибках и на ошибках других людей. Тем не менее, я считаю, что, если человек делает все правильно и почтенно и получает прибыль из этого, он успешен в своем бизнесе. Я также считаю, что один успешный болгарин за рубежом является гораздо большим успехом для Болгарии, чем если бы он был здесь. Во-первых, он живет и успевает в гораздо более конкурентной среде. И, во-вторых, когда болгарин является успешным за границей, он продвигает Болгарию. Именно эти люди строят имидж Болгарии. Деньги и имущество, которыми вы владеете не имеют ничего общего с успехом. А менеджер успешен тогда, когда он создал хорошую команду.
– Когда успешный менеджер становится лидером?
– Человек становится лидером не осознавая этого. Ты не можешь себе придумать, что являешься лидером. Ты становишься лидером, когда люди вокруг тебя начинают подражать тебе и хотеть быть похожими на тебя. Это единственное определение.
* Интервью проведено Аной Клисарской и опубликовано в болгарском журнале „Менеджер“ выпуск август / сентябрь.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Максим Бехар, основатель и главный исполнительный директор M3 Communications Group, Inc., компании с более чем 25-летним опытом в общественной коммуникации. Он является творческой личностью с большим влиянием в политической и деловой жизни Болгарии. В 2012 году он был одним из финалистов конкурса "Менеджер года" и занял первое место в онлайн опросе телеканала Би Ти Ви о самом любимом менеджере среди финалистов.
Бехар является вице-президентом Международной PR-ассоциации (ICCO), и председателем совета Всемирного коммуникационного форума в Давосе, Швейцария. Преподаватель многих университетов мира и автором трех книг. А издание последней книги на английском языке – "Поколение F" достигло 4 позицию по продажам в Amazon.com, а русская версия книги, в последнее время, стал бестселлером на Ozon.ru.
Максим Бехар является Почетным консулом Сейшельских Островов в Болгарии, а также почетным гражданином своего родного города Шумен. Он является членом совета директоров Болгарского форума бизнес лидеров, а также председателем попечительного фонда "Для наших детей".
Вернуться к новостям.