Македонская игра мускулами, митинги и внешняя пропаганда

Комментарии и анализ | 21 май 2015, четверг / 11:18| Просмотров: 1760

Фото: БГНЕС

Автор: Ангел Петров

В понедельник македонские лидеры начали мериться митингами. Во вторник оставили в прошлом заочные переговоры (каждый перед своей многотысячной толпой) или "на собственной территории" (в скопских институтах) и начали обсуждать в Страсбурге, кто имеет больше прав: лидер оппозиции Зоран Заев, который требует отставки и временного правительства, или премьер-министр Никола Груевски, который отказывает и напоминает, что он избран демократически.

В своем комментарии в среду утром, что переходное правительство не должно быть исключено как вариант, европосредник Ричард Хойт дал ясно понять: для Европы вероятна правота как одного, так и другого.

К сожалению, ни митинги, ни переговоры в Страсбурге, которые заканчиваются как формальные встречи между не очень заинтересованных один в другом государственными руководителями, не помогают Македонии в настоящее время.

Ситуация там немного напоминает знакомый сценарий из недавнего прошлого. Хотя масштабы разные. И, наверное, некоторые сходства являются случайными.

В тот момент, когда премьер-министр Никола Груевски решил ответить протесту оппозиции Зорана Заева (некоторые поспешили назвать его "самым большим в истории Македонии”) и начал групповый вывоз сторонников Груевски со всех частей двумиллионной Македонии в столицу Скопье, внешняя поддержка кабинета оказалась значительной. Было прочитано письмо от председателя ЕНП Джозефа Доля в поддержку правящей ВМРО-ДПМНЕ. Развевались различные знамена: сербские, македонские, партийные (последние два местами были привязаны друг к другу; можно было подумать, что партия и государство являются одним и тем же). С трибуны звучали предупреждения о „враге и опасности”, которых мы не слышали в Болгарии, они скорее выглядят характерно для других, гораздо больших государств, чем наше.

Днем ранее председатель ПЕС Сергей Станишев приехал в Скопье и поддержал антиправительственные акции протеста речью - на английском языке, конечно; чтобы его случайно не обвинили в националистической агрессии. Этот протест оказался просто зеркалом, в котором контрсобытие следующего дня нашло свое отражение: демонстранты размахивали македонскими и албанскими флагами; видно были , однако, и много болгарских.

Аналитики спросили, что делают болгарские флаги на протесте, учитывая, что в соответствии с Конституцией, болгары не имеют статуса меньшинства в стране. Но каждый имеет право делать то, что он хочет: протестующие, в конце концов, набраны из гражданских организаций, хотя – какой сюрприз – локомотивом является социалистическая оппозиция. А несколько послов, в том числе Германии, Великобритании и США, хотят отставки. До этого момента все находится в пределах легко вообразимого. Но эта предсказуемость как-будто минимизирует вопрос, насколько действительно затянута петля вокруг Македонии.

Как -будто есть риск удушья.

В то время, как Груевски и Заев ставят на цыпочки СМИ в стране, а международные СМИ интерпретируют происходящее то как "пропаганду", то как "заговор", внутреннюю ситуацию умело используют снаружи. Европейский парламент, мол, не заинтересован в дестабилизации Македонии, на территории которой, однако, социалисты и консерваторы ведут "войну через посредников" (не непременно нужно, чтобы у них были последовательные позиции; всего две недели назад депутат Европарламента Андрей Ковачев из ЕНП призвал к отставке и переходному правительству). Западная Европа требует соблюдения демократического процесса в Скопье, а ее послы упорно комментируют внутреннюю политику (не то чтобы они говорили неправду).

Не говоря уже о США, чей посол в Скопье, Джесс Бейли, является неотъемлемой частью политических переговоров и который вместе с рядом других послов (Германии и Великобритании, например) уже давно встал на сторону Заева, призывая к переходному правительству во имя политической стабилизации.

Не говоря уже и о Сербии, чьи флаги развевались в толпе проправительственного митинга. Об Албании - после того, как "Утрински весник" и несколько телевизионных каналов сообщили, что премьер-министр Албании Эди Рама посещал албанское меньшинство во время протестов и дополнительно создав напряженность, намекнул, что они являются меньшинством (которое, впрочем, будущее большинство).

О Греции, которая ослабленные македонские позиции может поставить в более выгодное положение в споре об имени. Для Болгарии, которая является соседкой, с которой отношения много лет не блестящие, и которая подвергается непосредственной опасности дестабилизации при нагнетении этнической напряженности, то, что уже не немыслимо.

... и о России.

Ее "Балканский поток", отклонившийся в "Турецкий поток" вдруг оказался под вопросом. "Турецкий поток", в свою очередь, появился после того, как планировавшийся через Болгарию "Южный поток" оказался заблокирован и Софией, и Брюсселем. В материале "Спутника" открыто намекается, что ключ находится в трубе, и что действия Запада направлены против "дружественно настроенной к „Балканскому потоку" страны". В том же материале, впрочем, наиболее ожесточенные атаки направлены против Болгарии. Автор (чья точка зрения, конечно, не связана с редакционной политикой "Спутника") утверждает, что решение Бойко Борисов направить войска вдоль границы поднимает вопрос о том, является ли целью "аннексия" Македония, которую страна "оккупировала" во время Второй мировой войны и к которой по-прежнему источает "агрессивную риторику".

Поразительно, что историк и глава Национального исторического музея Болгарии Божидар Димитров, о котором намекается как о непосредственном источнике государственной политики, "нашептал", что войска должны быть дислоцированы. Как правило, почти бюрократическое заявление министра иностранных дел Болгарии Митова представлено как знак того, что Болгария является самой инициативной страной в формулировке македонской внешней политики. Что, конечно, так и должно быть; и, конечно, это не так. Но поведение России, в конечном счете, просто часть гонки: она не хочет быть в числе проигравших в пропагандистской игре, в которой противник неизбежно представляет Груевски перевоплощением (вероятной) полной порочности (независимо от того, насколько упрекаемым является политический статус-кво в Македонии в его время, с ним все таки мирятся США и Европа почти десять лет), а Заев - в качестве носителя перемен, который просто выражает волю народа.

Какова точно воля народа в стране, затронутой такими глубокими разногласиями, что мера успешного всенародного протеста, сколько албанских флагов соберутся, а успешного проправительственного – сколько будет сербских? Македонские противники, естественно, умело используют эти внешнеполитические разработки. Но если, как утверждают некоторые, и как показывает наш собственный опыт, придут к власти "новые", протестующие "герои" и не окажутся ничем не лучше, чем старые, и у нас есть причина для беспокойства.

Придет день, в который ни одна армия на границе не спасет нас, если Македония не стабилизируется не только политически, но и экономически; но это не может произойти, если политики в Скопье думают, что озабочены, в основном, своим собственным благом и бетонируют политическое будущее, а на самом деле, по-прежнему, как пешки, служат единственно балансу сил.

Звучит знакомо? Наверное, и это совпадение.


Теги: Никола Груевски, Зоран Заев, Македония, Россия, Скопье, "Турецкий поток", Болгария

Вернуться к новостям.  

» Материалы по теме:

Поиск

Поиск