Болгарские пасхальные куличи, караваи и хлебцы

Общество | 10 апреля 2015, пятница / 11:35| Просмотров: 2976

Фото: gotvach.bg

Пасхальные куличи, называемые в Молдавии, Румынии и Болгарии козунаци, стали символом праздничной обрядовости совсем недавно. Подобное слово отсутствует даже в словаре болгарского языка, ставшего основополагающим трудом ученого Найдена Герова в 19-20 вв. В течение долгих лет этот деятель  периода Болгарского возрождения записал более 70 000 слов и 10 000 устойчивых словосочетаний „из уст народных“, которые позже систематизировал в пяти томах. Видный исследователь болгарских традиций в начале ХХ века Димитр Маринов тоже не упоминает слова козунак. Зато уделяет немало внимания разновидностям пасхальных хлебцев.

Во время своих поездок по селам он описал полтораста разновидностей украшения этих посвященных Воскресению Христову изделий из теста с разными сладкими начинками или без них, сделал фотографии, рисунки, нередко унося с собой образцы подобного  кулинарного искусства в Этнографический музей, директором которого он был. В принципе, как писал исследователь фольклора, обрядовый хлеб присутствует во всех ритуалах и обычаях болгар. Вместе с вином и водой, он символизирует жертвоприношение - основной смысл ритуала. К каждому празднику пекутся свои хлебцы и булки, а их украшение имеет определенный смысл.

Фото: БГНЕС

Главная тяжесть подготовки к празднику ложится на Великий четверг. С раннего утра женщины окрашивают яйца.

«Хозяйка дома раздает по одному красному яйцу девушкам и невестам. Каждая из них носит его за пазухой до самой Пасхи, когда прозвучат слова „Христос Воскресе!“ Тогда уже можно его сломать и скушать», - писал Димитр Маринов. Следует другой обычай, связанный с замешиванием теста для обрядовых булок, известный как обновление закваски. Потому каждая уважающая себя хозяйка всегда имела дрожжи в доме, необходимые как для ежедневной выпечки хлеба, так и для праздничной. И вот, на Великий четверг обновляется эта закваска, которую берегут затем весь год. Некогда этот специальный обряд сопровождался женскими песнями. Немного квашни приготовляла самая пожилая женщина. В нее клали лекарственные травы и покрывали новым полотенцем.

Когда тесто набухало и начиналась ферментация, подходил черед замешивания обрядовых хлебцев. Перед началом их ритуального приготовления хозяйка проводила церемонию омовения, одевая праздничную одежду. Мука делалась из лучшей пшеницы, подобранной еще летом. Сеяли муку заботливо, порой „через три сита“, воспеваемые в песнях как шелковые. Как только тесто становилось готовым, его окуривали ладаном. Воду для него брали „молчаливую“ или „цветную“ - никем нетронутую, принесенную в полном молчании в чистом ведре, куда клали соцветия трав или цветов.

По названиям пасхальных хлебов, как кулич, каравай, боговица, баба, невеста, становилось ясно об их форме и предназначению. Обычно их отличает наличие яиц, положенных в них после закваски теста. Нередко сверху делались узоры тестом для украшения. Скажем, пасхальная баба приготовлялась из долгого батона, свернутого вокруг оси неоднократно, с изогнутыми краями. В верхней части клали красное яйцо. Давали это изделие молодой невесте

Крестным (либо кумовьям) относили пасхальный калач - круглый с четырьмя красными яйцами. Обрядовые хлебцы еще назывались кумьими калачами и приносились они куме. Именно она олицетворяла народный обычай „кумичене“ /от кума/, проходящий за неделю до Великой субботы, когда велись гадания и предсказывалась судьба девушек.

По материалам БНР.


Теги: Болгария, Молдавия, Румыния, Димитр Маринов, Великий Четверг

Вернуться к новостям.  

» Материалы по теме:

Поиск

Поиск